Экологичность товаров - это новое веяние времени, которому производители стараются максимально следовать, чтобы привлечь к продукции свою целевую аудиторию. Порядка 58% потребителей готовы переплатить за товар, если на нем стоит соответствующая маркировка, ассоциирующаяся с безопасностью и безвредностью.
История и особенности направления
Гринвошинг - это одна из форм маркетинга, основанного на позиционировании товаров экологичными. Зачастую производители не имеют под этим никаких оснований. Сам термин был зарожден в конце 20 века, когда потребители стали интересоваться пользой и безопасностью продукции. Американский биолог Вестервельд предложил называть продукцию, гарантированно являющуюся безопасной, термином "гринвошинг". Это слово сочетает в себе понятие чистоты (от "whitewashing" - отбеливание) и натуральности, естественности ("green" - зеленый).
Таким образом, гринвошинг подзразумевает собой некую продукцию, в ходе создания которой производителем используются определенные инструменты, позволяющие гарантировать потребителю их чистоту и безопасность.
К сожалению, гринвошинг зачастую связан с определенным обманом. Производители, смело штампуя на товары формулировки "эко" и "био", не всегда обеспечивают чистоту продукции и не полностью применяя в технологическом процессе натуральные компоненты.
Гринвошинг в строительстве
Когда мы говорим о стремлении к натуральности и экологичности, мы ведем речь не только о продуктах питания или косметике: гринвошинг проник и в строительную сферу, заметно ее изменив.
Строительные материалы, которые соответствуют понятию "гринвошинг", не должны содержать в себе опасных для человека веществ. К примеру:
- при производстве оконных профилей в качестве стабилизатора не должны использовать свинец;
- в состав утеплителя должны входить только натуральные компоненты, без включения химических примесей;
- все сырье должно добываться безопасным способом без применения химикатов;
- в экологических лакокрасочных изделиях не должен содержаться свинец и иные тяжелые металлы.
К сожалению, на сегодня в России нет единой методики, которая определила бы способы и критерии оценки экологичности строительной продукции, а большое число центров и лабораторий работают по собственным программам. Ведущие производители, стремящиеся создавать для потребителя востребованную экопродукцию, ратуют за разработку одной системы, которая будет регламентировать условия предоставления сертификатов, аудита производств и проверок деятельности самих центров, выдающих экологические сертификаты.
Сложности гринвошингового строительного рынка
К сожалению, отсутствие регламента в использовании производителями и продавцами понятий "экологичный", негативно повлияло на рынок. Недобросовестные поставщики, активно применяющие данное понятие в целях удачного маркетинга, но не обеспечивающие чистоту материалов, и их реальную безопасность, полностью свели "на нет" репутацию гринвошинга в строительства. Потребители стали меньше доверять подобной продукции, что негативно отразилось на прибылях тех компаний, которые действительно выпускают сертифицированные продукты и несут дополнительные издержки на том, чтобы сделать их максимально экологичными и безопасными.
Гринвошинговая продукция в строительной сфере должна иметь сертификат, который выдается после проверки товаров компании и особенностей их производства. Такие материалы имеют на упаковке специальную маркировку - "Листок жизни", подтверждающую их экологичность и безопасность.
Убедиться в том, что приобретаемые стройматериалы действительно сертифицированы, потребители могут на сайте Экологического союза. Здесь собрана вся информация о производителях и продукции, успешно прошедших экологический аудит и проверки.