Сегодня крупные города преимущественно разрастаются по площади, поглощая соседние городки, тем временем за рубежом давно освоены новые технологии подземного строительства, позволяющие удержать мегаполисы в устоявшихся рамках. Нужно ли и нам переносить часть инфраструктуры под землю? Какие сложности связаны с внедрением технологий подземного строительства?
Предпосылки к уходу в подземелье
Итак, почему же крупным городам полезно "уходить по землю"? Во-первых, плотная застройка выгодна строительным компаниям, поскольку позволяет получить максимальный доход с минимальной площади, а заглубление помогает увеличить число продаваемых квадратных метров.
Помимо "частной" выгоды, подземное пространство позволяет убрать с поверхности часть инфраструктуры: строительство метро помогает сократить поток надземного транспорта, а устройство заглубленных парковок освобождает город от огромного числа машин. Так, правительство Москвы уже приняло решение о перемещении под землю в ближайшие годы до 70% существующих парковочных площадок.
Под землю в столице запланировано переместить и иные объекты: удачная реализация проекта с "заглублением" знаменитого "Охотного ряда" вдохновило правительство на продолжение смелого эксперимента и переноса на "минусовые" этажи спорткомплексов, архивов, складских помещений и ТРЦ. В дальнейших планах - спрятать под землю промышленные производства, требующие организации звуко- и виброизоляции.
Что останавливает?
Почему же заглубление городов идет такими медленными темпами? В первую очередь это связано с инженерно-геологическими ограничениями в разных местностях. Если говорить только о столицах, то если в Москве возможно освоение -1 этажа, то в Петербурге сложный грунт и близко располагающиеся к поверхности грунтовые воды не дают сделать и этого.
Нулевые этажи необходимо обогревать и освещать, что повышает затраты на эскплуатацию зданий. Кроме того, даже в местностях с оптимальным по характеру грунтом требуется организовать качественную гидроизоляцию. В любом случае подземное строительство сопряжено с удорожанием возведения объекта.
Наиболее серьезный фактор, останавливающий развитие подземного строительства в городах - отсутствие соответствующих программ. В планы застройки микрорайонов администрация с большим трудом вносит корректировки, не желая связываться с незнакомой подземной отраслью и опасаясь негативных последствий.
Особенности подземного строительства
Чтобы здание, уходящее под землю на несколько этажей, было надежным в эксплуатации, еще при разработке проекта необходимо учесть те сложности, которые гарантированно возникнут при строительстве и после сдачи объекта:
- На этапе проектирования необходимо принимать в расчет давление грунта на стены подземного строения.
- Сооружение будет постоянно подвергаться воздействию влаги, поэтому обустройство качественной и долговечной гидроизоляции - один из главнейших пунктов.
- На глубине от 10 м в грунте располагается пояс, характеризующийся постоянной температурой, требующей организации круглогодичного обогрева.
Еще одна существенная сложность, с которой неизбежно столкнется строительная компания, стремящаяся возвести часть здания под землей в уже освоенных районах, - наличие большого числа брошенных и действующих коммуникаций. В центральных частях современных городов найти свободное место, лишенное коллекторов, трубопроводов и инженерных сетей, соединяющих существующие объекты, невозможно. В таком случае существующие коммуникации потребуется реконструировать за свой счет или искать иной участок, но уже на окраине. Последний вариант порой полностью убивает цель строительства, поскольку возведенное здание в отдаленном районе просто не окупится.
Тем не менее, несмотря на перечисленные сложности подземное строительство наращивает свои обороты. В столице из-за острого дефицита свободных площадей в ближайшие годы уйдут под землю различные объекты. Благодаря современным технологиям и поддержке со стороны государства подземное строительство займет достойное место в своей сфере и позволит сделать возведение и эксплуатацию зданий под землей рентабельным делом.